НДС - основной источник ненефтегазовых доходов федерального бюджета (в этом году сборы "внутреннего" НДС составят 3,4 триллиона рублей, "внешнего", от обложения импорта - 2,4 триллиона). Повышение налога, рассчитывает минфин, принесет дополнительные два триллиона рублей в ближайшие три года. Эти средства должны пойти на медицину, образование, социальное обеспечение и культуру в рамках майского указа президента.
Остается без изменений 10-процентная ставка НДС для социально значимых товаров - продуктов питания (за исключением деликатесов), детских товаров, лекарств и медизделий.
По оценке минэкономразвития, доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине составляет 76 процентов, соответственно, "счетный" вклад в инфляцию от повышения налога равен 1,3 процента. Но он может быть частично абсорбирован за счет маржи производителей и продавцов.
Минстрой и минэкономразвития прорабатывают вопрос о том, как повышение НДС повлияет на стоимость коммунальных услуг. Глава минстроя Владимир Якушев отметил, что у государства остается возможность ограничивать рост тарифов. В пресс-службе минэкономразвития поясняют, что фактическое увеличение тарифов может произойти только с 1 июля, но в новые тарифы будут заложены и затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года. Поэтому ведомство предлагает в 2019 году синхронизировать по времени изменение налогов и тарифов - то есть увеличить тарифы с 1 января. Вместе с тем минэкономразвития намерено добиться, чтобы совокупное изменение тарифов по-прежнему не превышало таргет по инфляции в четыре процента.
По оценке ЦБ, часть эффекта от повышения НДС проявится до начала 2019 года: годовая инфляция вырастет до 3,5-4 процентов к концу 2018 года и может временно и ненамного превысить 4-процентный таргет в 2019 году. В течение следующего года негативный эффект от повышения НДС должен быть исчерпан.